Накануне Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть вариант «форсированного» вывода Ту-134 из гражданской авиации. Сегодня и Минтранс выступил против продления срока службы советских лайнеров.
Эту проблему обсуждают спустя два дня после трагедии под Петрозаводском – во вторник ночью в авиакатастрофе там погибли 45 человек. Семеро выживших находятся в больнице. Точные причины происшествия установит комиссия МАК, сейчас они расшифровывают данные «черных ящиков». Однако некоторые эксперты уже успели сообщить, что, если бы это был не Ту, а, к примеру, Боинг, катастрофы можно было бы избежать. Мол, отечественные лайнеры слишком «капризны», сажать их приходится вручную, а туман значительно осложняет задачу.
Бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, с одной стороны, с этим и не спорит – да, действительно, Ту-134 приходится управлять внимательно. Но это ведь и есть работа пилота, говорит эксперт. С другой стороны, вряд ли тот же Боинг спас бы ситуацию – аэропорт Петрозаводска (как и многие провинциальные аэропорты) не оборудован необходимой навигационной системой для автоматической посадки. Так что в любом случае пилоту нужно было рассчитывать только на свои силы.
Основная проблема в обучении авиаперсонала, считает Олег Смирнов. В России пилотам доверяют управление пассажирскими самолетами уже после 60 часов налета. В мире норма в 2,5 раза выше – 150 часов. Профессиональные инструкторы уходят из летных школ. В авиакомпаниях нехватка персонала – зачастую человека к штурвалу допускают быстрее, чем это следовало бы делать. Только вот этому почему-то уделяют гораздо меньше внимания, чем «устаревшим» Ту-134, говорит эксперт.