Новости по дням
Лента
В Норт-Дам-де-Пари провели первую службу после пожара 15 июня, спустя два месяца после пожара, в соборе Парижской Богоматери прош...
Восемь человек погибли при столкновении двух иномарок под Воронежем В ДТП на трассе Воронеж — Луганск погибли восемь человек, один пост...
В Летно-исследовательском институте имени Громова в Жуковском собираются пр...
В Краснодаре самолет S7 задел хвостом ВВП и не смог приземлиться с первого раза Самолет авиакомпании S7, прилетевший из Москвы, совершил жесткую посадку ...
«РБК», «Ведомости» и «Коммерсант» впервые в истории выйдут с одинаковой первой полосой Передовицы трех изданий будут посвящены журналисту Ивану Голунову, которого...
8 июня, в день суда по мере пресечения корреспонденту «Медузы» ...
новости сегодня


Мне нравится

Жизнь Кена Рассела

Имя Кен Рассел впервые прозвучало в середине 70-х. Тогда о нем узнали благодаря двум рок фильмам: «Томми» и «Листомания», которые он снял один за другим.

Первый фильм «Томми» ― это экранизация знаменитой рок-оперы «Тhe Who». Лаконичную и сдержанную Рассел превратил ее в мощный постановочный блокбастер с Роджери Долтри, Элтоном Джоном, Джеком Николсоном, Тиной Тернер и Эриком Клэптоном

Главный герой первого рок-фильма Долтри, остался главным и в «Листомании».  Фильме о великом венгерском композиторе Ференце Листе. Там он предстает в роли этакой рок-звезды XIX века. Композитор-клавишник группы YES Рик Уэйкмен, представил музыку Листа в современных помпезных рок-аранжировках в фильме.

Мы согласимся с кинокритиком Михаилом Трофименковым, о том, что нельзя говорить о Кене Расселе исключительно как о поп-рок-режиссере.

"Он случайно совпал с эпохой, и его приняли, грубо говоря, за представителя поп-арта. За дитя свингующего Лондона 60-х, который безумствует на основе самых скучных кинематографических жанров - экранизации классики, байопиков, работает вместе с YES и The Who. То есть, его ошибочно приняли за поп-артиста. Потом время поп-арта прошло, а Кен Рассел остался таким же"? ― говорит Трофименков.

Делал, что считал нужным

"Он ничего не боялся, он делал то, что считал нужным. Но эти совершенно незаслуженно забытые черно-белые фильмы для Бибиси - об Эльгаре, Делиусе, Сибелиусе, Айседоре Дункан ― совершенно потрясающие работы, настоящее открытие. Я только-только тогда начинал снимать кино, и эти фильмы очень волновали меня, трогали, заставляли думать. Нравятся они тебе или нет, но они вызывают сильнейшую реакцию, что встречается не так уж и часто."

Мартин Скорсезе

Каким же остался Кен Рассел? И каким был? Изначально Рассела знали как поклонника классической академической культуры. Он изучал балет с бывшим танцовщиком и хореографом Мариинского театра. Как кинематографист начинал с документальных фильмов о классических великих композиторах ― Эльгаре, Дебюсси, Рихарде Штраусе.

"Кажется, что там может быть особенного в документальном фильме? ― задается вопросом Михаил Трофименков. ― Но Рассел сумел уговорить Би-би-си разрешить ему смешивать документальную и игровую фактуру, и в фильме "Дебюсси" у него были сцены, где обнаженную девушку расстреливают стрелами. А в фильме о Рихарде Штраусе "Танец семи покрывал" Штраус велит оркестру играть свою музыку как можно громче, чтобы не было слышно, как за кулисами эсэсовцы пытают еврея. Семья композитора отобрала у Би-би-си права на передачу музыки их великого предка и до сих пор держит фильм под запретом. И в этом, раннем, якобы документальном своем кино он был уже тем самым Кеном Расселом".

Столь высокие, но забытые ныне старые ленты тронули и великого выдающегося режиссера Мартина Скорсезе: «Я к тому времени видел уже "Влюбленных женщин" и "Дьяволов" ― это потрясающее, шокирующее зрелище!»

«Влюбленные женщины» ―  экранизация классического романа английского писателя начала ХХ века Дэвида Герберта Лоуренса. Актриса Гленда Джексон получила за него "Оскара". Сам Рассел номинировался за лучшую режиссуру. Это была его первая и последняя оскаровская номинация.

Не смотря на то что, Лоуренс считался первым признанным классиком, его часто называли  ниспровергателем традиций и нравственных устоев. Не случайно его «Любовник Леди Чаттерлей» был запрещен английской цензурой. Фильм был снят в 1969 году, а действие происходило в самом начале ХIХ века. Знаменитая сцена борьбы двух обнаженных мужчин, с ее неожиданной гомоэротикой, была шокирующей даже по раскованным нравам 60-х. Поэтому фильм воспринимался как отражение богемной раскованности и сексуальной революции 60-х. Но это было только начало. Настоящая разразится в связи со следующим фильмом Рассела – "Дьяволы".

Фильм рассказывает о священнике, вставшем во времена Священной инквизиции на борьбу с коррупцией в церкви и государстве. Фильм просто наполнен до краев сценами насилия, жестокости пыток и изощренного эротизма.  Чего стоят сцены совокуплений монахинь! Компания Warner Brothers отказалась выпускать его в американский прокат без существенных изменений и сокращений.

В Британии «Дьяволы» в течение двух оставался самым популярным фильмом. Но и здесь не все так гладко. Без скандала не обошлось. Известный кинокритик Александр Уокер назвал фильм "чудовищно неприличным", в ответ на это Рассел попытался отхлестать критика свернутой в трубочку газетой. Только сейчас, 40 лет спустя, режиссерская версия фильма впервые выйдет на DVD.

Скандал и конфликтность укрывали смысл

“Скандал и конфликтность нередко застилали ценность и смысл того, что делал Кен Рассел, - говорит британский кинокритик Марк Кермоуд. ― Да, "Дьяволы" - невероятно взрывоопасная, дерзкая работа, но это очень и очень серьезный фильм об извращенных, насквозь продажных и лживых отношениях между церковью и государством. Рассел относится к католицизму предельно серьезно, его фильм - политическое заявление о жестокой правде этой страшной истории".

После своих документальных фильмов о композиторах-классиках, после экранизации Лоуренса и ужасающих "Дьяволов" Рассел обратился вдруг к поп-рок-культуре. Почему, откуда вдруг такой перелом? Отвечает Михаил Трофименков.

"Это не был перелом. В отношении с культурным наследием - академическим, школьным - у Рассела было одно безусловно личное и драгоценное качество, которое само по себе не делает из режиссера гения, но которое свойственно очень немногим. Он ненавидел скуку, он ненавидел мумификацию классики. При этом он любил классику: он любил Байрона, Листа, Лоуренса, Малера, но ему было невыносимо, когда его любимые авторы, его любимые художники превращаются в скучные нафталинные мумии. Он действительно не считал, что раньше культура была скучной, а теперь только в ХХ веке она стала заводной и игровой".

"И он был в этом, безусловно, прав, ― продолжает Михаил Трофименков. ― Весело было в культуре всегда. И, действительно, Лист был звездой, вызывавшей истерики под стать истериям вокруг главных рок-групп 60-х и 70-х. И, действительно, как показал Рассел в "Готике", романтики начала XIX века в своих сексуальных и психоделических экспериментах переплевывали времена контркультуры. Рассел ненавидел скуку и с ней боролся. Скука – один из главных врагов культуры. Уже в этом колоссальное достоинство Кена Рассела, что он оживлял культуру прошлого".

"Готика", которую упомянул Михаил Трофименков, ― история посещения молодым поэтом Перси Биши Шелли и его еще более молодой женой Мэри Шелли виллы Джорджа Байрона на Женевском озере. Молодые аристократы предаются не только самым разнузданным сексуальным и наркотическим утехам, но и интеллектуальным играм и провокациям, в результате которых и рождается знаменитый роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Последние годы жизни Кен Рассел практически не снимал кино

В последние годы жизни ― практически все 90-е и 2000-е годы ― Рассел уже практически не работал.  Не потому, что не мог. Наоборот! Он не мог не работать. И, перестав быть модным, не имея денег, снимал полулюбительские экспериментальные фильмы у себя во дворе. Актерами стали его родные, друзья и соседи. В мире британского кино из модного режиссера Рассел превратился в безвредного городского сумасшедшего.

"Это стало результатом эстетической контрреволюции середины 80-х годов, когда появляется мода на классические экранизации, а фестивальные награды получают фильмы по книгам Джейн Остин, ― рассказывает Михаил Трофименков. - Даже не вообразить, как Рассел экранизировал бы "Гордость и предубеждение". Подумать страшно. И вот это возвращение пиетета к внешней стороне культуры, к ее форме, а не содержанию, превратило Рассела в глазах многих в опасного маньяка, который, дай ему денег, страшно сказать, и до Джейн Остин доберется. Это была своего рода эстетическая контрреволюция и, если угодно, такая эстетическая репрессия".

Рассел и Россия

В советские годы о просмотре фильмов Рассела можно было только мечтать. И то ― чтобы никто не знал. Изредка они мелькали на фестивалях или проводившихся раз в несколько лет в Москве и Ленинграде так называемых "Неделях британского кино". Но это были единичные эпизоды. Как и когда пришел Рассел в Россию? Пришелся ли он ко двору российской публике? Отвечает Михаил Трофименков

"Рассел появился у нас с началом эры видео и был тогда, наверное, самым популярным в России английским режиссером, ― отвечает он. ― Разве что Гринуэй был популярнее, но он появился позже. Любовь к Расселу – это была даже любовь не к режиссеру, а как бы как к рок-музыканту, который такой рок-н-ролл устраивает даже в фильмах, не связанных напрямую с рок-музыкой".

"А во-вторых, ― продолжает Трофименков, ― Рассел ведь снимал очень красивое кино. Красивое и нередко кажущееся очень многозначительным. В этом он удовлетворял извечную потребность русской интеллигенции в красоте - в живописном смысле слова - и многозначительности. Хотя сам Рассел над многозначительностью откровенно издевался. Он играл с интерпретациями, с фрейдистскими, с какими угодно символами. Но он именно играл с ними, издевался над книжной мудростью. Но полюбили его за три вещи: за рок-н-рольность, за красивость и за якобы многозначительность".

Ванесса Редгрейв, сыгравшая одну из главных ролей в фильме "Дьяволы" сказала: "Кен был гений, и фильмы его остаются фильмами гениального режиссера. Он был человеком совершенно экстраординарным, и, как это нередко бывает у гениев, фильмы его зачастую были далеки от гениальности. Нельзя быть гением без великих взлетов и не менее великих падений".

Рассел говорит

И, наконец, комментарии для тех, кто называет его фильмы жестокими и вульгарными от самого Кена Рассела:

"Обычно это те же люди, кто обвиняет мои фильмы в излишней оперности. Ну, как по мне, большинство великих режиссеров склонны к оперности, так что для меня это скорее не критика, а комплимент. А раз уж зашла речь об оперности, то однажды в Риме я подбирал место для съемок фильма, снять который мне так и не удалось. Шел проливной дождь, и вдруг подъезжает огромный лимузин, из которого выпрыгивает закутанный в плащ человек в окружении прикрывающей его зонтиками от дождя свиты. И так, в сопровождении всей этой свиты с зонтами, он быстрыми шагами направляется ко мне. Я смотрю, постепенно узнаю, но все еще не могу в это поверить… А он и говорит: "Кен, Кен! Это я, твой двойник! Знаешь, как меня называют? Итальянский Кен Рассел!" Это был он сам. Мой самый любимый режиссер ― Федерико Феллини!"

Кена Рассел умер 4 декабря 2011 года. Так и не успев снять очередную версию "Алисы в стране чудес" ― в свойственном ему дерзком и оживляющем классику стиле! Американские газеты пишут, что фильм будет доснят его друзьями.

Другие новости за сегодня





опубликовал: Мухин Денис
дата: 06 December 2011 г.
просмотров: 3075
2
Нравится
0
Добавить комментарий
Все комментарии