Новости по дням
Лента
В Москве стартовала репетиция полета на Луну - она продлится 4 месяца В Москве на базе Наземного экспериментального комплекса Института медико-...
Марлен Хуциев. Фильмография   Марлен Хуциев - режиссер, сценарист. Один из важнейших деятелей к...
Умер режиссер фильма «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев Режиссер Марлен Хуциев скончался на 94-м году жизни в Москве.   В ...
Леонид Парфенов восстановил «Намедни» через 15 лет — на Youtube. Первый выпуск посвящен 1946 году Леонид Парфенов восстановил свою программу «Намедни», прекратив...
Little Big выпустил новый клип SKIBIDI (Romantic Edition). За день его посмотрели более миллиона раз Группа Little Big выпустила новую версию песни SKIBIDI и «романтичную...
Фото: в Чикаго, Дублине и Будапеште празднуют День святого Патрика 17 марта во многих странах отмечается День святого Патрика — небесног...
новости сегодня


Мне нравится

Жизнь Кена Рассела

Имя Кен Рассел впервые прозвучало в середине 70-х. Тогда о нем узнали благодаря двум рок фильмам: «Томми» и «Листомания», которые он снял один за другим.

Первый фильм «Томми» ― это экранизация знаменитой рок-оперы «Тhe Who». Лаконичную и сдержанную Рассел превратил ее в мощный постановочный блокбастер с Роджери Долтри, Элтоном Джоном, Джеком Николсоном, Тиной Тернер и Эриком Клэптоном

Главный герой первого рок-фильма Долтри, остался главным и в «Листомании».  Фильме о великом венгерском композиторе Ференце Листе. Там он предстает в роли этакой рок-звезды XIX века. Композитор-клавишник группы YES Рик Уэйкмен, представил музыку Листа в современных помпезных рок-аранжировках в фильме.

Мы согласимся с кинокритиком Михаилом Трофименковым, о том, что нельзя говорить о Кене Расселе исключительно как о поп-рок-режиссере.

"Он случайно совпал с эпохой, и его приняли, грубо говоря, за представителя поп-арта. За дитя свингующего Лондона 60-х, который безумствует на основе самых скучных кинематографических жанров - экранизации классики, байопиков, работает вместе с YES и The Who. То есть, его ошибочно приняли за поп-артиста. Потом время поп-арта прошло, а Кен Рассел остался таким же"? ― говорит Трофименков.

Делал, что считал нужным

"Он ничего не боялся, он делал то, что считал нужным. Но эти совершенно незаслуженно забытые черно-белые фильмы для Бибиси - об Эльгаре, Делиусе, Сибелиусе, Айседоре Дункан ― совершенно потрясающие работы, настоящее открытие. Я только-только тогда начинал снимать кино, и эти фильмы очень волновали меня, трогали, заставляли думать. Нравятся они тебе или нет, но они вызывают сильнейшую реакцию, что встречается не так уж и часто."

Мартин Скорсезе

Каким же остался Кен Рассел? И каким был? Изначально Рассела знали как поклонника классической академической культуры. Он изучал балет с бывшим танцовщиком и хореографом Мариинского театра. Как кинематографист начинал с документальных фильмов о классических великих композиторах ― Эльгаре, Дебюсси, Рихарде Штраусе.

"Кажется, что там может быть особенного в документальном фильме? ― задается вопросом Михаил Трофименков. ― Но Рассел сумел уговорить Би-би-си разрешить ему смешивать документальную и игровую фактуру, и в фильме "Дебюсси" у него были сцены, где обнаженную девушку расстреливают стрелами. А в фильме о Рихарде Штраусе "Танец семи покрывал" Штраус велит оркестру играть свою музыку как можно громче, чтобы не было слышно, как за кулисами эсэсовцы пытают еврея. Семья композитора отобрала у Би-би-си права на передачу музыки их великого предка и до сих пор держит фильм под запретом. И в этом, раннем, якобы документальном своем кино он был уже тем самым Кеном Расселом".

Столь высокие, но забытые ныне старые ленты тронули и великого выдающегося режиссера Мартина Скорсезе: «Я к тому времени видел уже "Влюбленных женщин" и "Дьяволов" ― это потрясающее, шокирующее зрелище!»

«Влюбленные женщины» ―  экранизация классического романа английского писателя начала ХХ века Дэвида Герберта Лоуренса. Актриса Гленда Джексон получила за него "Оскара". Сам Рассел номинировался за лучшую режиссуру. Это была его первая и последняя оскаровская номинация.

Не смотря на то что, Лоуренс считался первым признанным классиком, его часто называли  ниспровергателем традиций и нравственных устоев. Не случайно его «Любовник Леди Чаттерлей» был запрещен английской цензурой. Фильм был снят в 1969 году, а действие происходило в самом начале ХIХ века. Знаменитая сцена борьбы двух обнаженных мужчин, с ее неожиданной гомоэротикой, была шокирующей даже по раскованным нравам 60-х. Поэтому фильм воспринимался как отражение богемной раскованности и сексуальной революции 60-х. Но это было только начало. Настоящая разразится в связи со следующим фильмом Рассела – "Дьяволы".

Фильм рассказывает о священнике, вставшем во времена Священной инквизиции на борьбу с коррупцией в церкви и государстве. Фильм просто наполнен до краев сценами насилия, жестокости пыток и изощренного эротизма.  Чего стоят сцены совокуплений монахинь! Компания Warner Brothers отказалась выпускать его в американский прокат без существенных изменений и сокращений.

В Британии «Дьяволы» в течение двух оставался самым популярным фильмом. Но и здесь не все так гладко. Без скандала не обошлось. Известный кинокритик Александр Уокер назвал фильм "чудовищно неприличным", в ответ на это Рассел попытался отхлестать критика свернутой в трубочку газетой. Только сейчас, 40 лет спустя, режиссерская версия фильма впервые выйдет на DVD.

Скандал и конфликтность укрывали смысл

“Скандал и конфликтность нередко застилали ценность и смысл того, что делал Кен Рассел, - говорит британский кинокритик Марк Кермоуд. ― Да, "Дьяволы" - невероятно взрывоопасная, дерзкая работа, но это очень и очень серьезный фильм об извращенных, насквозь продажных и лживых отношениях между церковью и государством. Рассел относится к католицизму предельно серьезно, его фильм - политическое заявление о жестокой правде этой страшной истории".

После своих документальных фильмов о композиторах-классиках, после экранизации Лоуренса и ужасающих "Дьяволов" Рассел обратился вдруг к поп-рок-культуре. Почему, откуда вдруг такой перелом? Отвечает Михаил Трофименков.

"Это не был перелом. В отношении с культурным наследием - академическим, школьным - у Рассела было одно безусловно личное и драгоценное качество, которое само по себе не делает из режиссера гения, но которое свойственно очень немногим. Он ненавидел скуку, он ненавидел мумификацию классики. При этом он любил классику: он любил Байрона, Листа, Лоуренса, Малера, но ему было невыносимо, когда его любимые авторы, его любимые художники превращаются в скучные нафталинные мумии. Он действительно не считал, что раньше культура была скучной, а теперь только в ХХ веке она стала заводной и игровой".

"И он был в этом, безусловно, прав, ― продолжает Михаил Трофименков. ― Весело было в культуре всегда. И, действительно, Лист был звездой, вызывавшей истерики под стать истериям вокруг главных рок-групп 60-х и 70-х. И, действительно, как показал Рассел в "Готике", романтики начала XIX века в своих сексуальных и психоделических экспериментах переплевывали времена контркультуры. Рассел ненавидел скуку и с ней боролся. Скука – один из главных врагов культуры. Уже в этом колоссальное достоинство Кена Рассела, что он оживлял культуру прошлого".

"Готика", которую упомянул Михаил Трофименков, ― история посещения молодым поэтом Перси Биши Шелли и его еще более молодой женой Мэри Шелли виллы Джорджа Байрона на Женевском озере. Молодые аристократы предаются не только самым разнузданным сексуальным и наркотическим утехам, но и интеллектуальным играм и провокациям, в результате которых и рождается знаменитый роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Последние годы жизни Кен Рассел практически не снимал кино

В последние годы жизни ― практически все 90-е и 2000-е годы ― Рассел уже практически не работал.  Не потому, что не мог. Наоборот! Он не мог не работать. И, перестав быть модным, не имея денег, снимал полулюбительские экспериментальные фильмы у себя во дворе. Актерами стали его родные, друзья и соседи. В мире британского кино из модного режиссера Рассел превратился в безвредного городского сумасшедшего.

"Это стало результатом эстетической контрреволюции середины 80-х годов, когда появляется мода на классические экранизации, а фестивальные награды получают фильмы по книгам Джейн Остин, ― рассказывает Михаил Трофименков. - Даже не вообразить, как Рассел экранизировал бы "Гордость и предубеждение". Подумать страшно. И вот это возвращение пиетета к внешней стороне культуры, к ее форме, а не содержанию, превратило Рассела в глазах многих в опасного маньяка, который, дай ему денег, страшно сказать, и до Джейн Остин доберется. Это была своего рода эстетическая контрреволюция и, если угодно, такая эстетическая репрессия".

Рассел и Россия

В советские годы о просмотре фильмов Рассела можно было только мечтать. И то ― чтобы никто не знал. Изредка они мелькали на фестивалях или проводившихся раз в несколько лет в Москве и Ленинграде так называемых "Неделях британского кино". Но это были единичные эпизоды. Как и когда пришел Рассел в Россию? Пришелся ли он ко двору российской публике? Отвечает Михаил Трофименков

"Рассел появился у нас с началом эры видео и был тогда, наверное, самым популярным в России английским режиссером, ― отвечает он. ― Разве что Гринуэй был популярнее, но он появился позже. Любовь к Расселу – это была даже любовь не к режиссеру, а как бы как к рок-музыканту, который такой рок-н-ролл устраивает даже в фильмах, не связанных напрямую с рок-музыкой".

"А во-вторых, ― продолжает Трофименков, ― Рассел ведь снимал очень красивое кино. Красивое и нередко кажущееся очень многозначительным. В этом он удовлетворял извечную потребность русской интеллигенции в красоте - в живописном смысле слова - и многозначительности. Хотя сам Рассел над многозначительностью откровенно издевался. Он играл с интерпретациями, с фрейдистскими, с какими угодно символами. Но он именно играл с ними, издевался над книжной мудростью. Но полюбили его за три вещи: за рок-н-рольность, за красивость и за якобы многозначительность".

Ванесса Редгрейв, сыгравшая одну из главных ролей в фильме "Дьяволы" сказала: "Кен был гений, и фильмы его остаются фильмами гениального режиссера. Он был человеком совершенно экстраординарным, и, как это нередко бывает у гениев, фильмы его зачастую были далеки от гениальности. Нельзя быть гением без великих взлетов и не менее великих падений".

Рассел говорит

И, наконец, комментарии для тех, кто называет его фильмы жестокими и вульгарными от самого Кена Рассела:

"Обычно это те же люди, кто обвиняет мои фильмы в излишней оперности. Ну, как по мне, большинство великих режиссеров склонны к оперности, так что для меня это скорее не критика, а комплимент. А раз уж зашла речь об оперности, то однажды в Риме я подбирал место для съемок фильма, снять который мне так и не удалось. Шел проливной дождь, и вдруг подъезжает огромный лимузин, из которого выпрыгивает закутанный в плащ человек в окружении прикрывающей его зонтиками от дождя свиты. И так, в сопровождении всей этой свиты с зонтами, он быстрыми шагами направляется ко мне. Я смотрю, постепенно узнаю, но все еще не могу в это поверить… А он и говорит: "Кен, Кен! Это я, твой двойник! Знаешь, как меня называют? Итальянский Кен Рассел!" Это был он сам. Мой самый любимый режиссер ― Федерико Феллини!"

Кена Рассел умер 4 декабря 2011 года. Так и не успев снять очередную версию "Алисы в стране чудес" ― в свойственном ему дерзком и оживляющем классику стиле! Американские газеты пишут, что фильм будет доснят его друзьями.

Другие новости за сегодня





опубликовал: Мухин Денис
дата: 06 December 2011 г.
просмотров: 3013
2
Нравится
0
Добавить комментарий
Все комментарии