В пятницу, 9 ноября, в Самаре на Комсомольской площади, недалеко от железнодорожного вокзала, открыли скульптуру героя фильма Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" Юрия Деточкина.
Скульптурная композиция изображает финальную сцену фильма, когда улыбающийся Деточкин снимает шляпу со словами: «Здравствуй, Люба! Я вернулся!». У ног киногероя стоит пухлый портфель страхового агента.
По свидетельству Э. Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на главную роль возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать. Тогда на роль Деточкина был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев.
Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин отказался от предложения: «У меня ощущение, что я это уже сыграл» (по другой версии режиссёра, он вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне). Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он; но из-за занятости и усталости актёр отказался.
Рязанов пробовал на главную роль многих замечательных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при очередной попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного».
А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».
Премьера «Берегись автомобиля» состоялась в мае 1966 года; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.
ФОТО: vninform.ru